Факторы укрепления здоровья детей. Закаливание

 Закалка - одно из важнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья детей и подростков - рассматривается как комплекс методов целеустремленного повышения функциональных резервов организма и его сопротивляемости к неблагоприятным физическим факторам окружающей среды. Вопрос о закалке детского организма тесно связан с биологической проблемой приспособление к окружающей среде.

Перегрев или переохлаждение организма уменьшает его защитные силы. В ответ на действие холода и тепла в организме возникает сложный физиологичный комплекс реакций. В этом процессе принимают участие не отдельные органы, а определенным образом организованные и связанные между собой функциональные системы, которые поддерживают температуру тела на должном уровне.

Терморегуляция - это суммарное отображение физических и химических процессов, которые возникают в организме. Тепло образуется во всех тканях, но главным образом в мышцах и печенке в результате химических реакций, которые постоянно происходят в организме в связи с обменом веществ.

Следовательно, основу теплопродукции составляют химические реакции, и потому образование тепла в организме называется химической терморегуляцией. Большая роль в терморегуляции принадлежит железам внутренней секреции, гипофизу, надпочечникам и щитовидной железам.

Организм постоянно отдает тепло в окружающую среду. Теплоотдача происходит с помощью теплоизлучения, теплопроводимости, испарения из поверхности кожи, а также с потом, мочой, калом, то есть благодаря физическим процессам. Поэтому теплоотдачу называют физической теплорегуляцией. Больше всего тепла отдается через кожу.

В зависимости от раздражителей, тепловых или холодових, изменяется теплоотдача через кожу. Этот процесс осуществляется с помощью сложных нервно-сосудистых реакций, которые вызывают изменение температуры кожи и интенсивности потовыделения.

Теплоотдача зависит от объема периферического сосудистого русла и кровоснабжения кожи. Если расширяется сосудистое русло и увеличивается объем кровоснабжения кожи, излучения - тепла усиливается; если сужаются сосуды кожи, теплоотдача уменьшается.

Постоянство температуры тела у взрослых людей обеспечивается четкой работой механизмов терморегуляции, выработкой и отдачей тепла, предопределенных регулирующей функцией центральной нервной системы.

Терморегуляция у детей еще недостаточна. Чем младший ребенок, тем менее совершенная система терморегуляции. Это объясняется незрелостью центральных и периферических ланок терморегуляции. Следует отметить, что одна из важнейших ланок физической теплорегуляции - потовыделение - начинает хорошо функционировать у детей, которым наполнились 2-3 мес.

Недостаточность системы терморегуляции у детей можно объяснить такими физиологичными особенностями. У малых детей поверхность тела, в сравнении с их массой, вдвое-втрое больше, чем у взрослых. Следовательно, ребенок раннего возраста, особенно младенец, получает и тратит значительно больше тепла, чем взрослый человек. Поэтому деть более чувствительные к температурным колебаниям окружающей среды. При малой массе тела у детей относительно большая поверхность кожи, в результате чего существует несоответствие между теплопродукцией и теплоотдачей, ведь отдача и впитывание тепла прямо пропорциональные поверхности тела.
Чем младший ребенок, тем значительнее является теплоотдача, потому что у детей кожа более тонкая и более нежная, а просвет капилляров кожи относительно шире, чем у взрослых.

Теплорегуляционные механизмы у детей развиваются постепенно. И только тогда, когда ребенок достигнет трехлетнего возраста, можно говорить об их совершенстве. В то же время родители должны помнить, что у детей дошкольного возраста все-таки еще наблюдается наклон к непостоянству температуры тела. Это предопределено недостаточным развитием регуляторных функций и нейроэндокринного аппарата в этом возрасте. Поэтому закалка детей с целью совершенствования терморегуляционного аппарата имеет большое значение.

В незакаленном организме даже под воздействием кратковременного охлаждения нарушается терморегуляция, причем процессы теплоотдачи преобладают над процессами теплопроизводства и температура тела прогрессирующее снижается. Охлаждение способствует снижению сопротивляемости организма к инфекционным агентам. При этом активизируются условно патогенные микробы, создаются условия для развития острых и хронических заболеваний.

Закалка способствует возникновению стойких сосудистых реакций, которые обеспечивают задержание тепла в организме во время охлаждения. Доказано, что в результате систематического и планомерного действия дозированного охлаждения у ребенка возникают рефлексы, которые изменяют интенсивность теплопроизводства, тоесть в процессе закалки производится более совершенная адаптация к охлаждению, лучше сохраняется тепло в организме при неблагоприятных метеорологических условиях окружающей среды.

Следует отметить, что не все деть одинаково склонные к заболеваниям. Некоторые из них болеют редко, и болезнь в них проходить легко, а в других наблюдается тяжелое течение болезни, которое заканчивается осложнениями. Следовательно, тяжесть болезни во многом зависит от общего состояния ребенка, ее закалки, сопротивляемости и защитных сил организма.

У закаленных людей даже длительное действие холода не нарушает температурную стойкость, при охлаждении в них уменьшается теплоотдача в окружающую среду и, напротив, активизируются механизмы теплообразования, усиливается обмен веществ, что и обеспечивает нормальный ход физиологичных и биохимических процессов в организме.

Закалка - это умелое применение совершенных, созданных тысячелетней эволюцией физиологичных механизмов защиты и адаптации организма. В процессе закалки проявляются скрытые возможности организма, мобилизируются в случае необходимости защитные его силы, устраняется опасное действие неблагоприятных факторов окружающей среды. Все виды закалки, используемые в комплексе, благоприятно действуют на организм ребенка, улучшают деятельность всех органов и систем.

Различают общие и специальные мероприятия по закалке. Общими мероприятиями для закалки является правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, соответствующая одежда, воздушный и температурный режим помещения, регулярное проветривание помещений. К специальным закалочным мероприятиям относятся сурово дозированные ультрафиолетовые облучения, гимнастические упражнения, воздушные и водные процедуры, плавания.

Известный отечественный педиатр Г.Н.Сперанский предлагал при проведении закалочных мероприятий соблюдать такие правила:

  • 1) закалку начинать и в дальнейшем проводить, если ребенок здоров;
  • 2) достигать постепенного действия закалочных процедур на детский организм;
  • 3) процедуры проводить систематически;
  • 4) при выборе методики закалки учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка;
  • 5) начинать закалку можно в любое время года, но лучше всего тогда, когда тепло (в холодное время года действие факторов окружающей среды менее эффективно и увеличение длительности процедур более постепенное);
  • 6) закалочные мероприятия проводить лишь при позитивных эмоциональных реакциях ребенка;
  • 7) возобновлять занятие после перерыва, если позволяет врач, след из начальных нагрузок (но увеличивать дозы можно быстрее).

 

Tag_article_2:

Tag_article_1: